Полезная информация

Правовое заключение: "Ограничение гражданина на выезд из РФ"

Правовое заключение: "Ограничение гражданина на выезд из РФ"

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предмет:  Ограничение права гражданина

на выезд из РФ в случае неуплаты

транспортного налога

Документ: № 17/05/13 - 01

Дата: 17 мая 2013 года

 

 

В силу п.1 ст. 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога регламентируется ст.122 НК РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Учитывая, что исчисление транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, обязанность по уплате указанного налога возникает у таких налогоплательщиков после получения ими налогового уведомления о подлежащей уплате в бюджет сумме транспортного налога.

В случае неполучения физическим лицом указанного уведомления налоговый орган не вправе привлечь физическое лицо к ответственности за неуплату транспортного налога на основании ст. 122 НК РФ, поскольку в указанном случае обязанность по уплате налога не возникает.

Статьей 15 ФЗ «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ» предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых право гражданина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено:

 

1)при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

2)в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3)в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора). (пп. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ)

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ» во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

В соответствии со п. 1 и 2 ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве»

1. При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Как отмечается в ПИСЬМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ от 15 ноября 2007 г. N 12/01-12863-АП

Позиция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по вопросу временного ограничения права на выезд из РФ основана на том, что указанные меры принудительного исполнения направлены на защиту конституционно значимых целей и обеспечивают конституционные права граждан на защиту своих прав, в том числе и судебную.

Кроме того, для повышения показателей по фактическому исполнению требований исполнительных документов, а также по взысканию исполнительского сбора территориальным органам Федеральная служба судебных приставов активно применяет данную меру в отношении должников, не исполняющих требование исполнительных документов в установленный срок.

На основании изложенного можно сделать вывод, что налогоплательщик, не получавший уведомление об уплате налога, не несет риски по задержанию лица на таможенной границе в связи с неуплатой транспортного налога, т.к. физические лица уплачивают транспортный налог в соответствии с налоговым уведомлением, направляемым налоговым органом согласно Закону Воронежской области № 80-ОЗ «О транспортном налоге».

В случае отсутствия у гражданина задолженности, подтвержденной рением суда, в случае если в отношении него не ведется исполнительное производство и не вынесено акта об ограничении его права выезда из РФ, то следовательно у гражданина нет никаких ограничений выезда за границу.

 

С уважением,

Иванов Антон

Начальник юридического отдела

ООО «ЮЦ Солидарность»

Конструктор сайтов
Nethouse